понедельник, 7 ноября 2016 г.

МОББИНГ: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ОФИСНОГО ТЕРРОРИЗМА (ЧАСТЬ 1)


Она попросила у меня одну консультацию. В ходе нашей беседы у меня появилось понимание, что нужна полноценная программа работы по восстановлению её как специалиста и возвращению к полноценной профессиональной деятельности. Слишком долго она терпела эмоциональное насилие на работе и полностью опустошилась. 

Тема настолько оказалась мне близкой, что я решила написать серию заметок о том, как избежать участи жертвы психологического прессинга на рабочем месте и рассказать, что делать, если вы уже подвергаетесь ему. 

С разрешения клиентки (назову её Мариной) я буду в качестве иллюстрации использовать её историю. Хотя вполне могу опираться и на свою собственную – за 25 лет профессиональной деятельности я дважды попадала на офисную войну в качестве жертвы. Это был непростой, но всё-таки полезный опыт, который помогает мне теперь оказывать помощь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации.


Для начала предлагаю определиться с понятиями.

Моббинг. Что это такое?


Этим непонятным иностранным словом последние годы стали называть явление, при котором происходит травля одного члена коллектива со стороны руководителя и/или других коллег. Цель такой травли – «выдавить» этого человека из рабочего коллектива или ослабить степень его влияния в нём.

Мне нравится изучать этимологическое значение слов. В разных источниках я нашла несколько производных и все они вызывают очень неприятные эмоции – сборище, толпа, шайка, чернь. Глагол «to mob» в переводе с английского – нападать стаей, травить, грубить. В общем, приятного мало, как ни крути.

Сразу отмечу: в животном мире явление, очень похожее на моббинг, тоже очень распространено. Носит оно название внутривидовой агрессии. Она была детально изучена австрийским учёным, специалистом в области поведения животных, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем. Он утверждал, что внутривидовая агрессия в животном мире оправдана, потому что помогает решать два важных вопроса. С помощью неё выстраиваются
  • система власти и подчинения, на которой основываются социальные взаимоотношения в группе животных;
  • партнёрство, которое помогает животным организовывать групповую охоту или изгонять сородича из стаи.





Внутривидовая агрессия у животных отличается от моббинга тем, что у животных это демонстративное поведение. Моббинг же – это форма психологического насилия. В результате его действия наносится серьёзный моральный и физический ущерб жертве моббинга. Прав был Лоренц, написав:

 «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития».

С какими видами моббинга можно столкнуться в профессиональной деятельности?


Вернёмся к истории моей клиентки Марины:

«В отделе меня приняли хорошо. Начальница подбирала меня сама, хотя у меня и был этап собеседования с самим Директором филиала. Я ему откровенно пришлась не по душе и он сказал ей: «Она мне не нравится, но, если ты считаешь, что именно этот сотрудник тебе подходит для решения поставленных задач, бери ответственность на себя. В случае чего, «бить» буду тебя». Так что на начальном этапе особых проблем не было. Свыше поступали задачи, которые моя руководитель грамотно делегировала мне. Я – человек ответственный, привыкла всё выполнять вовремя. И ещё мне импонировало, что со мной советовались время от времени, у меня задачи подобного рода бывали и на предыдущих местах работы, поэтому была вполне уверенна в своей компетентности.

Но всё поменялось, когда моя руководитель ушла в декретный отпуск. Пришла новый руководитель. Она использовала совершенно другой подход в управлении отделом. Для неё было создать «имитацию бурной деятельности» - главным стало давать какие-то непонятные показатели, чтобы выслужиться перед Директором филиала. Это часто было совершенно бессмысленной тратой времени и наших сил, но все наши доводы, что можно сделать по-другому, найти более рациональные способы решения задач принимались в штыки. Обстановка в отделе стала напряжённой. Со временем я стала замечать, что все мои действия жёстко критикуются, ошибки, которые я, как и все люди, периодически допускала, расцениваются чуть ли не как государственное преступление. А мои успешные проекты приписываются ей. Стало значительно больше мелочного контроля, придирок по мелочам. И всё это шло по нарастающей.

Директор филиала однажды вызвал меня на ковёр и «оттаскал» за милую душу. Сказал мне, что я безответственная и ленивая. При этом на мой вопрос: «Что конкретно Вас не устраивает в моей работе? Приведите факты», ответил, что ему достаточно мнения руководителя отдела, сам он не собирается вникать в суть моей работы».



Марина столкнулась с одним из видов – вертикальным моббингом (боссингом). В этом случае насилие осуществляется со стороны непосредственного руководителя и руководителей выше по рангу. При этом оно в случае с Мариной осуществлялось в открытой форме. 

Бывает ещё одна разновидность вертикального моббинга. В этом случае руководитель подвергается психотеррору со стороны подчинённых. Думаете, это невозможно? Напротив, этому виду моббинга подвергаются чаще всего молодые, впервые назначенные на должность руководители, или руководители, которые начинают вносить новшества и менять негласные нормы и устоявшиеся правила «с места в карьер». Это явление даже получило отдельное название – стаффинг.

Если же психологическое давление оказывается людьми, которые находятся на одном должностном уровне сотрудник – сотрудник, то это горизонтальный моббинг. В некоторых случаях в отделе выбирается так называемый «козёл отпущения», против которого «дружит» весь отдел.

Один из самых тяжёлых случаев – двухсторонний моббинг. В этом случае жертва психологического насилия подвергается нападкам как со стороны руководителя, так и со стороны коллег. 

Иногда мобинг может проявляться в латентной (скрытой) форме. В этом случае сотруднику создают сложности для выполнения им своих рабочих обязанностей - не вовремя предоставляют важную и необходимую информацию или вовсе её утаивают, с ним общение сводится к минимуму и становится очень формальным. А руководитель может ставить перед сотрудником заведомо трудновыполнимые задания и лишать части ресурсов для их своевременного и качественного выполнения. 

Из рассказа Марины: 

"Постепенно количество рабочих задач стало увеличиваться. На все мои доводы, что я не успеваю уже даже физически, руководитель говорила мне, что я хочу особого к себе отношения и что всем сейчас трудно. Потом меня стали штрафовать за каждую мелочь и даже однажды вынесли выговор. Остальные мои коллеги сочувственно относились ко мне. За обедом мы обсуждали сложившуюся ситуацию, но выступить на моей стороне никто не решался. Слишком велико было влияние руководительницы. А тем более, к директору я пойти не решалась - он демонстративно молча проходил мимо меня в коридоре. Однажды моя коллега случайно проговорилась, что на очередном совещании моя начальница сказала главному, что уже ищет мне замену и что я готова уйти по собственному желанию. Я перестала есть и спать, стремилась выполнять все задания досконально и чётко. Напряжение всё возрастало".

Кто виноват? Причины моббинга на рабочем месте


Причины моббинга самые различные. Вот некоторые из них:

  • В коллективе могут существовать негласные правила, которым должны подчиняться все без исключения сотрудники. Если один из сотрудников пытается им сопротивляться, то он может стать жертвой моббинга.
  • Если информационные потоки между сотрудниками одного или нескольких подразделений нарушены, возникают конфликтные ситуации. 
  • Неприятие инакомыслящих. "Кто не с нами, тот против нас" - негласное правило таких рабочих групп.
  • Расплывчатые границы ответственности и служебных обязанностей. В этом случае можно найти виновника и на него переложить ответственность за неудачи и промахи.
  • Иногда в компании к моббингу приводит отсутствие системы кадрового продвижения и возможность карьерного роста.
  • Если со стороны руководства поощряется "офисная дедовщина", как способ реализации принципа "Разделяй и властвуй" и наблюдается попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр.
  • Малая рабочая нагрузка и, как следствие, скука могут так же запустить механизм "против кого дружить будем".
  • Если в организации работает много родственников и/или они близки к высшему руководству, ведут негласную борьбу за влияние на босса.
  • Жажда власти и самоутверждения со стороны одних по отношению к другим. 
  • Безнаказанность, использование сложной экономической ситуации вне предприятия и страха сотрудников в период кризиса лишиться работы тоже может способствовать развитию психотеррора.  


Учёные, которые занимаются вопросами изучения этого явления, убеждены, что давлению может подвергнуться совершенно любой сотрудник, так как моббинг мало зависит от личностных черт характера человека. Тем не менее, можно выделить группу риска. В неё входят: 


  • Сотрудники, занимающие высокооплачиваемую и достаточно высокую должность;
  • Сотрудники, которых взяли на освободившуюся должность «со стороны», а не из кадрового резерва;
  • Люди, которые отличаются от большинства, так называемые «белые вороны»;
  • Люди, которые страдают комплексом жертвы (низкой самооценкой, угодничают и пр.);
  • Заносчивые люди, которые необоснованно считают себя выше других. 

Марина: 

«Раньше я никогда не могла и представить себе, что окажусь в такой ситуации. Ни на одном из своих прежних мест меня не гнобили. Хотя я ранее работала и в сугубо женских коллективах. Вы же понимаете, что там иногда бывает то ещё «осиное гнездо». Но мне всегда удавалось держаться в стороне от этого и со всеми быть доброжелательной. А в этой компании я не смогла найти общего языка ни с новым руководителем отдела, ни с Директором филиала».

...


Чем закончилась история Марины, я расскажу вам в следующей заметке. Из неё вы также узнаете:
чем грозит моббинг для жертвы, агрессоров и организации в целом, 
как защититься от моббинга, если вы уже попали в ситуацию офисного терроризма, 
а также как не допустить эту ситуацию в принципе. 

Не пропустите! 

Примечание.

Одним из последствий моббинга может стать психоэмоциональное выгорание специалиста. Об этом явлении я подробно расскажу на вебинаре 13 ноября 2016 года в 13 часов (время московское). Всю информацию можно получить о этом мероприятии можно посмотреть ЗДЕСЬ


Комментариев нет:

Отправить комментарий